Сегодня мы хотим вам рассказать еще про одну необычную основу для вышивания — шелковую кисею. Вообще говоря, термин этот — «шелковая кисея» — не совсем верен, в англоязычных источниках используется понятие silk gauze, не переводимое на русский язык однозначно. Газ, газовая ткань, органза, шифон, крепдешин… В конце концов мы решили, что «вышивание по шелковой кисее» звучит наиболее романтично и интригующе, именно такой перевод и был взят в заголовок.
Как и перфорированная бумага, шелковая кисея достаточно специфичный материл для вышивания. Издавна шелк использовали в качестве основы, особенно любили этот материал на Востоке. Если же мы будем говорить о вышивке крестом и гобеленовыми швами, то для такого вида работ кисея используется около 100 лет. В наше время этот материал используется ограниченным числом рукодельниц для решения узкой задачи миниатюризации вышивки с сохранением фона пустым для дальнейшего использования в качестве вставок в украшения (брошки, кольца, кулоны и т.д.), в качестве миниатюрных картин или для внутренних интерьеров кукольных домиков (ковриков, туфелек и т.п.).
каминный экран от Janet Granger Designs 52x68 мм
Как уже было сказано выше, выбор шелка в качестве основы позволяет миниатюризировать вышивку. Шелковая кисея относится к категории evenweave, то есть к тканям с равномерным переплетением нитей. Плотность нитей на дюйм у кисеи широко варьируется: 24, 30, 34, 40, 48, 54, 60, 72, 84 и даже 112. Такое большое количество стежков делает вышивку очень мелкой, работа все больше начинает походить не на вышивку, а на живописный рисунок. Стежки могут быть насколько малюсенькими, что часто оказывается невозможно определить пустое ли место на канве или все же зашитое, поэтому полезным будет зачеркивать вышитые символы на схеме. Во время работы не отвлекайтесь и следите за точностью следования схеме — распарывать сделанные стежки на такой тонкой основе крайне не желательно.
Взятая в качестве основы шелковая кисея предъявляет особые требования к выбору схемы. Не желательно брать дизайны с большим количеством цветов, потому что иначе вам придется часто закреплять нитку. Это не слишком большая проблема если вы вышиваете картину, но если вы планируете вставить вышивку в медальон, браслет или наручные часы, то схему лучше попробовать упростить. Разбросанных стежков разных цветов тоже следует избегать, ведь в этом случае придется делать протяжки, которые сделают толстой изнанку, что, в свою очередь, может негативно сказаться на лицевой стороне. Откажитесь и от единичных крестиков посреди не вышитого фона — шелковая кисея прозрачна и протяжка будет видна. В большинстве случаев вышивание по такой мелкой основе ведется только в одно сложение, поэтому если в дизайне используется смесовой оттенок из двух цветов, то постарайтесь вывести некую «среднюю сумму» и найти ей замену в цветовой палитре ниток. Еще одно требование к выбранной схеме: на ней не должно быть 1/4 или 3/4 крестика, только целые стежки, для этого упростите схему, а, поскольку работа ведется в мелком масштабе, это будет не заметно. Следует отказаться и от окантовок — они просто-напросто не поместятся в отведенное для них место и только испортят общее впечатление. В западных странах выпускаются специальные книги по миниатюрной вышивке, часть дизайнов в которых ориентирована на крест и гобеленовые швы.
Oriental Carpets in Miniature 1995 г.
Needlework Designs for Miniature Projects 1985 г.
55 Miniature Embroidery Projects 1997 г.
Celtic, Medieval and Tudor Wall Hangings in 1/12 Needlepoint 2001 г.
Miniature Embroidery for the Victorian Dolls' House 1999 г.
Miniature Embroidery for the Georgian Dolls' House 2000 г.
Cornflower and Pink Hoop от Micro-Stitchery 1,9 см
Работать по шелку можно крестиком, но более предпочтителен континентальный шов, который выполняется быстрей. Еще один аргумент в пользу континентального шва: из одного отверстия основы будут выходить только два стежка, а не четыре, как в случае с крестом.
Особо нужно поговорить о зрении. Работать по шелковой кисее может оказаться удобно близоруким людям, но подходящая лупа для вышивания может быть чрезвычайно полезной для всех без исключения. Если в обычных вышивках мы часто пренебрегаем хорошим освещением, то при такого вида работах про него никак нельзя забывать, яркий луч света должен падать точно на вышивку. На колени хорошо положить тряпку черного или красного цвета — так вам будет проще увидеть стежки.
картонные рамки для шелка
Некоторые рукодельницы предпочитают работать, держа кисею на руке, однако, при таком способе вышивку может перекосить, поэтому лучше работать по натянутой основе и достаточно аккуратно, чтобы края меньше обтрепывались. Поскольку нежный шелк очень легко перетянуть, при запяливании необходимо следить, чтобы натяжение на всей длине края было одинаковым. При слишком сильном натягивании основу ненароком можно порвать. Кусочек кисеи можно нашить с помощью очень частых стежков на простую ткань, вырезать в нижнем слое окошко под размер вышивки и только так вставить в пяльцы. В западных рукодельных магазинах малюсенькие кусочки шелка продаются уже натянутыми в картонной рамке. Такую конструкцию можно изготовить и самостоятельно: прикрепив один угол основы, используйте клейкую ленту и кнопки для поочередного укрепления других углов, не забывая следить за одинаковым натяжением по всей площади ткани, затем приклейте к рамке уже целиком все края.
Unicorn and Palm от Micro-Stitchery
Работайте тонкой бисерной иглой с острым концом или обычной для вышивания с концом тупым, все зависит от ваших личных предпочтений, лишь бы у нее было небольшое ушко. Вы можете использовать ромбовидный нитковдеватель, срок службы которого увеличится, если капнуть супер-клей в основание металлической петли. Не берите иглу, которой вы вышивали металлизированными нитками — ушко внутри наверняка имеет микроскопические заусенцы, которые будут лохматить шелк. Чтобы шелковая кисея оставалась без повреждений необходимо брать только хорошие иглы без ржавчины и шероховатостей.
В процессе работы конец нити всегда махрится. Не жадничайте и не используйте ее до самого конца — из-за микроскопического торчания волокон куски вышивки одного цвета могу начать выглядеть по-разному, как будто вышитыми разными оттенками.