Вышиваем крестом
Ваш путь: Первая > Статьи > Художница, рисующая... иголкой искать
Новости
Учебный курс
ЧаВо (FAQ)
Советы
На заметку
Схемы
Программы
Статьи
Юмор
Разыскивается
Ссылки
Карта сайта
О сайте
новогодняя вышивка 'Рождественский стежок'
выставка 'Вышитая картина - 2001'

Художница, рисующая... иголкой

Иконы работы омички Галины Андреевны Годенко приобретают для монастырей, сам владыка Феодосий ею интересовался, картины выставлялись в Третьяковской галерее, за творениями мастерицы приезжают даже из Германии и Америки.

Собака лаяла...

Когда я готовился к встрече с Галиной Годенко, то воображение рисовало мне эдакую полную светского высокомерия даму, изъясняющуюся только на высокие темы. Либо, наоборот, маленькую сморщенную старушку в черном платье и такого же цвета платке, постоянно молящуюся. Неизвестно, что бы я еще навоображал про хозяйку, но тут дверь распахнулась — и на пороге появилась простая симпатичная женщина с миттельшнауцером на поводке. «Извините, — сказала она, — пес не привык к посторонним, вот и нервничает немного. Вы раздевайтесь, а я пока запру его в комнате». Впрочем, это не помогло — пес и оттуда продолжал увлеченно облаивать нас все то время, что мы беседовали с хозяйкой. Правда, говорили мы мало, больше смотрели. Было на что: едва ли не на всех стенах скромной квартиры висели удивительные картины, созданные без единого мазка краски. Именно так, ведь Галина Андреевна их не рисует, а... вышивает. Чего тут только не было! Сюжеты народных сказок, копии работ известных художников, Рет Батлер и Скарлетт О, Хара из романа «Унесенные ветром», бегущие кони — всего и не перечислишь. Я сперва даже не мог поверить, что все это великолепие выполнено исключительно иголкой и ниткой, поэтому не удержался и пощупал одну из работ руками.

— Да вы не удивляйтесь. — Услышал я голос Галины Андреевны. — Вышивать-то я начала... не скажу сколько лет назад. Но в школу я тогда еще не ходила.

От звонка до звонка

Самое интересное, что вышивать мастерицу никто не учил. «Просто бабушка шила, а я рядом с ней ковырялась иголкой».

Однако, несмотря на талант, работать Галина Годенко пошла отнюдь не швеей, а на завод, инженером-конструктором. И «оттрубила от звонка до звонка. До самой пенсии». Но вышивку не бросала — отдавала ей все свободное время.

— Вокруг меня всегда кучковались подружки, - вспоминает Галина Андреевна. — Как обед — кто-то шьет, кто-то порет, кто-то вышивать пробует. Такого, чтобы без дела сидели, не помню.

Творила она в то время исключительно для души, раздаривая свои картины родным и друзьям. Причем такое, что далеко не всякая рукодельница сможет. Например, однажды сын попросил Галину Годенко вышить ему... репродукцию картины Сальвадора Дали «Рождение Божества». Сюжет, согласитесь, не слабый. А для тех, кто не знает, могу пояснить: картины этого мастера отличаются безудержной фантазией и представляют собой фантасмагории, где самым противоестественным ситуациям и сочетаниям предметов придана видимая достоверность и убедительность. Так в энциклопедии сказано.

Пояс для Феодосия

Работала Галина Андреевна и по церковной тематике. «Одна богатая дама рассказывала, что преподнесет мой «Спас Нерукотворный» в дар Ачаирскому монастырю. И, говорят, освятила икону». А для владыки Феодосия мастерица вышивала хоругви и даже пояса. «Не знаю, носит ли он их теперь. Но работы мои похвалил, даже телефон записал. Наверное, хотел к себе позвать, чтобы я других обучала. Только со временем про меня как-то забыли...»

Нет, думаю, скромничает пенсионерка — за ее работами ведь даже из-за границы в Омск приезжают. Из Америки, например, Австрии, Швейцарии.

— Японцам почему-то больше пейзажи зимние нравятся, — рассказывает Галина Андреевна. — А немцы однажды мистический рыцарский сюжет заказали. Огромный, метр на метр. Говорят, он теперь находится в здании мэрии одного из городов Германии.

— Я ведь до перестройки и не знала, что можно вышивать на заказ, — вспоминает Галина Годенко. — Лишь потом начала.

Да раньше и спроса не было. Зато вот теперь ручная работа людьми высоко ценится. Создать картину не просто. И не быстро — на это у мастерицы уходит от полугода до полутора лет.

Сейчас пенсионерка в основном вышивает гладью — так быстрее, красивее, да и крестом вышивать — нагрузка для зрения сильная. Но от вышивки Галина Андреевна отказываться не собирается. «Не могу, — говорит, — без этого».

Вадим Дитковский

Новое Омское Слово (Омск), N002
09.01.2002


Яндекс цитирования Rambler's Top100